На главную страницу...
Сегодня среда, 4 октября
   
     
   
 
История создания Приоритетные цели и задачи Новости и события Партнеры Контакты
 
 
Информация
2006

Законодательный импульс благотворительности

Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства провела «круглый стол» на тему: «Проблемы совершенствования законодательства в области благотворительности в РФ». Участники «круглого стола» обсудили современное состояние и основные направления взаимодействия государства и общества по совершенствованию российского законодательства в области благотворительности Надо отметить, что законодательство в сфере благотворительности в России создавалось в середине 90-х годов, с тех пор, как говорится, утекло немало воды, и вопрос о внесении изменений в законодательство стал весьма насущным. И это немудрено, так как по сравнению с другими государствами СНГ и бывшего советского блока, соотношение между иностранными и местными благотворителями в России стало сопоставимо — в то время как в остальных государствах преобладает иностранная помощь, что говорит о развитии благотворительности в нашей стране. К тому же в последние годы накоплен немалый позитивный опыт. Следовательно, на сегодня стоит задача создать максимально благоприятные правовые, налоговые, организационные условия для развития благотворительности. Устойчивое развитие благотворительности одобрил и президент РФ Владимир Путин. В ноябре прошлого года он поддержал инициативу фондов считать 2006 год "годом благотворительности" и даже предложил отмечать 4 ноября — День примирения и согласия, как "день добрых дел". Комиссия представила экспертам пакет поправок к Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Гражданскому и Налоговому кодексам, регламентирующим меценатскую деятельность в России. В поправках предлагается возвратить налоговые льготы для благотворителей, а также освободить от уплаты налогов грантополучателей. При этом сами авторы поправок признаются, что «из-за прошлых махинаций с благотворительностью» главное «не пережать с требованиями налоговых уступок». Не забыли меценаты и о получателях помощи. Для них поправки предусматривают несколько новых льгот по подоходному налогу. К примеру, планируется освободить от выплаты 13-процентного налога инвалидов и детей-сирот, которые получают санаторные путевки от некоммерческих организаций. Такая же льгота предусмотрена и для тех, кто лечится за счет некоммерческих организаций (НКО). Значительная часть поправок касается финансовых стимулов для филантропов. Предлагается освободить благотворителей от налога на добавленную стоимость. Данная поправка относится к расходам некоммерческих организаций на ведение уставной деятельности, потому что "уставная деятельность некоммерческой организации – это деятельность не для собственных нужд, а на благо общества", которая к тому же не создает добавленной стоимости. Существенные изменения затронут и налог на прибыль организаций, так как планируется расширить определение грантов, освобождаемых от уплаты налога: в их число предлагается внести не только средства, выделяемые иностранными организациями, которые определяет специальный перечень правительства РФ, но и гранты, полученные от любых российских или иностранных некоммерческих организаций. Основное условие – деньги должны выделяться только на осуществление конкретных программ и проектов, "направленных на достижение образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и других социальных целей, включая правовую помощь гражданам и некоммерческим организациям". Еще одна инициатива — ввести в законодательство такое понятие, как Фонд ресурсного капитала некоммерческой организации (эндаунмент). Такие фонды являются одной из широко распространенных на Западе форм ведения благотворительной деятельности. «Это система, когда любая организация или гражданин жертвуют деньги не на конкретный проект одноразово, а в фонд определенной организации — детского дома, больницы, учебного заведения,— пояснил председатель комиссии по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Владимир Потанин.— В свою очередь, эта организация не имеет права потратить перечисленные на ее счет средства, а может только расходовать доходы с них, которые идут на поддержание ее деятельности. Я убежден, что это сдвинуло бы с мертвой точки многие проблемы благотворительности, так как на практике мы часто сталкиваемся с тем, что адресату благотворительной помощи сложно планировать свое будущее: сегодня у благотворителя есть настроение давать деньги, завтра нет. Создание эндаументов позволило бы заложить долгосрочную основу для любого проекта». В.Потанин также добавил, что введение данного механизма облегчит жертвование средств не только организациям, но и физическим лицам. Более всего эндаументы будут востребованы для поддержки учреждений образования и здравоохранения,— считает глава «Интеррос»: по его словам, «например, Гарвард не просто существует за счет эндаументов, но и является заметным инвестором на мировом рынке, так велики накопления. Было бы удобнее работать, если бы вся эта деятельность была описана в законодательстве». Вместе с тем Владимир Олегович отметил, что в этой сфере отсутствует необходимость в революционных преобразованиях, и обратил внимание собравшихся на то, что членам Общественной палаты удалось наладить диалог с представителями всех ветвей власти по этому вопросу. Это не вызывало сомнений, так как в заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, а также представители правительства РФ и профильных министерств. Говоря о перспективах развития благотворительности в России, в первую очередь необходимо отметить механизм консолидации средств в благотворительных целях — эндаументов, или ресурсного капитала. Как пояснил заместитель председателя комиссии Сергей Абакумов, этот капитал может состоять из совокупности финансовых и материальных средств, переданных учредителями в некоммерческие организации, доход от инвестирования которых используется для финансирования и административных расходов этой НКО, реализации ее некоммерческих целей. При этом ресурсный капитал должен быть четко отделен от уставного. Сергей Абакумов предложил определить круг таких некоммерческих организаций — научных, образовательных, по здравоохранению и т.д. — и обозначить, предъявляемые к ним требования. «Основными критериями здесь должны быть, прежде всего, контроль за их деятельностью, прозрачность и отчетность расходования средств»,— подчеркнул он. Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Андрей Шаронов, продолжая тему эндаументов, сейчас МЭРТ разработал концепцию законопроекта о ресурсных капиталах. «На сегодняшний день мы близки к внесению в правительство концепции, согласованной со всеми ведомствами и большинством министерств», — отметил Шаронов. Заместитель председателя Совета Федерации Дмитрий Мезенцев заверил, что приведение российского законодательства в соответствии с имеющимися на сегодняшний день реалиями — вопрос обозримого будущего и работы обеих палат парламента. Он высказался также за необходимость формирования положительного мнения в обществе относительно благотворительности, чтобы «разговор о благотворительности был бы не только разговором о выделении денег, но и о возврате к ориентирам ХIХ- начала ХХ века». Олег Еремеев, заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике, подчеркнул, что благотворительность является одним из важных элементов социальной политики. Усиленное внимание к ней в последнее время говорит, по его мнению, о том, что в России развивается зрелое гражданское общество. В этом плане чрезвычайно важна консолидация всех слоев общества — бизнеса, власти, некоммерческих организаций, частных лиц. С точки зрения предпринимательского сообщества, благотворительность является важным элементом социальной ответственности бизнеса. К сожалению, во многом устаревшее законодательство мешает развитию этих тенденций. «Сегодня законодательство не является системным, хотя благотворительность требует комплексного подхода», – сказал Еремеев. По словам президента РСПП Александра Шохина: «На наших глазах отношение к благотворительности в обществе меняется, но тема социальной ответственности бизнеса не замыкается на ней. Мы делаем вывод, что социально ответственная деятельность компаний ведет к повышению их капитализации, минимизации рисков, в том числе для инвесторов». Как отметила заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Любовь Глебова, стоит учитывать, что благотворительность не заменяет участия государства в социальной политике. «Результат, которого мы хотим добиться — возникновение новых механизмов, формирование грантов, конкурсов — все это должно быть переведено в область практической деятельности. Мы понимаем, что это вопрос комплексного, межведомственного участия,— подчеркнула она.— В связи с этим, следует поддержать инициативы Общественной палаты по реализации практических механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества». Дискуссию вызвал вопрос о перспективах изменения налогового законодательства в отношении организаций, вкладывающих свои средства в благотворительность. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев заострил внимание на необходимости разрабатывать правовые механизмы, внедрять понятие ресурсного капитала, предпринимать тактические шаги, направленные на помощь гражданам, которые в ней нуждаются. Он поднял вопрос, связанный с передачей имущества, к примеру, детским домам физическим лицом, так как при этом возникает необходимость уплаты подоходного налога. Существует сложность и в передаче денежных средств. Никаких льгот указанная деятельность не предполагает. «Таким образом,— констатировал Васильев,— налицо необходимость внесения изменений в налоговое законодательство, и мы готовы принять активное участие в этой работе». В свою очередь, директор Департамента социальной политики и охраны окружающей среды правительства РФ Сергей Калашников выразил мнение, что в благотворительной деятельности очень важен не только экономический, рациональный аспект, но и иррациональный, в связи с чем важно не путать социальную ответственность бизнеса и уполномоченных организаций и «веление души», не требующее налоговых и иных преференций и льгот. «Налоговые льготы для благотворителей — это нонсенс,— считает Калашников. - Другое дело, что нужно содействовать их деятельности и поощрять их — например, предоставлять соответствующим организациям помещения». Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость повышения эффективности управления средствами, выделяемыми на благотворительность. В частности, неоднократно звучало мнение, что требуется развитие института управляющих компаний в сфере благотворительности. По словам председателя комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослава Кузьминова, так как большинство отраслей и организаций, являющихся получателями средств от благотворителей, «привыкли жить впроголодь», то эти средства расходуются быстро, в полном объеме, но не всегда эффективно. Управляющие компании призваны исправить такое положение дел. В процессе дискуссии и обмена мнениями участники «круглого стола» выработали следующие рекомендации правительству РФ и Государственной думе РФ: 1. Принять к рассмотрению инициативы Общественной палаты РФ по модернизации действующего законодательства в области благотворительности и развитию новых форм взаимодействия благотворительных организаций и государства. 2. Организовать обсуждение предложений Общественной палаты РФ по внесению изменений в Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в Гражданский и Налоговый кодексы с членами комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы, представителями профильных министерств и ведомств.

фотографии

       
 
 
  История создания   Приоритетные цели и задачи   Новости и события   Партнеры   Контакты  
 
 
© 2007 Некоммерческое партнёрство
«Независимая организация «В поддержку гражданского общества»
По всем вопросам обращатся на e-mail: info@nogo.ru